О пользе занятий музыкой

       Музыка – лучший педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые знания; она учит мыслить – мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять всё, что ему нужно.

         В последние годы педагогическое сообщество развитых стран пытается пересмотреть философские основы образования, обращает свой взор к традициям, когда образование не мыслилось вне искусства и широко включало его и как предмет и как метод обучения. Сегодня, когда образование из-за своего чрезмерного прагматизма грозит поставить под угрозу будущее Таланта, творческих сил человечества, самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и в первую очередь Музыку, которая должна умножить умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудностей обучения.

Разнообразные исследования, выполненные в разных странах, показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной работы.

Первое, что отмечают исследователи, говоря об оптимизации работы мозга с помощью музыки, это большая согласованность работы мозговых полушарий. Слушание музыки, её сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования и взаимодействия в музыкальном восприятии и творчестве.

Музыка реорганизует мозговые функции. У музыкантов меньше выражена ассиметрия мозговых полушарий, в процессе мозговой деятельности полушария мозга легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции. Учёные в ряде экспериментов зафиксировали, что у музыкантов увеличен отдел мозга, отвечающий за моторные навыки и их связь с поступающей в мозг информацией от органов чувств. У музыкантов связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов: музыкант скорее среагирует на визуальный или звуковой сигнал. Эта закономерность ярко выражена у тех, кто, даже не будучи профессионалом, начал заниматься музыкой с 7 лет.

         Проект, основанный на активном внедрении искусства в образование, провели учёные Колумбийского университета. Центром их программы были систематические музыкальные занятия для всех детей. В проекте участвовали 2046 учеников их 12 школ. Экспериментаторы заметили, что эти дети стали творчески мыслить: они предлагали множество решений для каждой проблемы, их решения были более оригинальны и они не щадили времени на поиски наилучшего варианта.                                                                            Участники арт-программы лучше умели выражать свои мысли, не боялись риска, лучше умели обобщать различную информацию и взаимодействовать с учителями и товарищами.

         Привычка слушать другого и понимать его, которую воспитывает музыка, делает музыкантов мягче и терпимее. При этом их волевые качества нисколько не страдают – к такому выводу пришли австралийские учёные. Они тестировали на личностные свойства 255 профессиональных музыкантов и обнаружили у них необычное сочетание психологических качеств: с одной стороны, музыканты по сравнению с немузыкантами демонстрируют большую чувствительность и проницательность; с другой стороны, они более эмоционально стабильны, чем немузыканты. Это редкое сочетание чувствительности и проницательности с внутренним спокойствием делает музыкантов едва ли не потенциальными разведчиками и способствует их чрезвычайной социальной адаптивности – они многое видят и многое чувствуют, но их труднее вывести из себя и они меньше подвержены паническим настроениям.

           Музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически. Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно. Многие авторитетные фирмы и компании, среди которых Microsoft и крупные западные банки, предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека.

         Все исследования сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга. Среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована; занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой.

         Музыка улучшает показатели ученика по всем предметам сразу, способствует лучшей самодисциплине ученика. Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребёнком, чем родители, считающие музыкальные занятия праздными и бесперспективными. Музыка облагораживает эмоционально и обогащает умственно; музыка способствует росту основных человеческих способностей – способности к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью; музыка способствует развитию социально ценных качеств человека, делая его более либеральным и способным воспринимать «чужое» как «своё».

                   Из книги психолога, доктора искусствоведения Д.Кирнарской «Музыкальные способности». Изд-во Таланты XXI век. Москва,2004 г.